Мотивация жестокости к животным
Ниже приводится описание некоторых конкретных видов жестокого обращения с животными в детском возрасте. Это описание не призвано ни шокировать, ни быть исчерпывающим, его цель - предоставить более ясное описание встречающегося поведения.
Один субъект рассказал, что в юности он придушивал животных за шею, стрелял в птиц и взорвал кота в микроволновой печи. Когда его попросили описать свои чувства, связанные с таким поведением, он отметил, что «это делалось ради удовольствия и развлечения, что он не чувствовал ничего». Он также сообщил о многочисленных детских драках, порче имущества и поджогах.
Другой субъект описал повторяющиеся случаи намеренного причинения боли, истязаний и убийства домашних животных, живших в его семье. Он также рассказал, что сбрасывал животных с высоких зданий, морил голодом собак, а также очень сильно боялся птиц и змей. Он связывал это поведение с ненавистью и страхом, которые он испытывал по отношению к отцу, и отмечал, что оно было «средством сорвать [свою]злость, произвести впечатление, отомстить, стать равным».
Еще один субъект объяснил, что жестокость и агрессия по отношению к животным были способом продемонстрировать свою силу другим. Он использовал жестокую практику дрессировки собак для боев, давая им в пищу порох, чтобы «закалить» их. Он также сообщил, что незаконно охотился на вымирающий вид (пума, Felis concolor) и убивал животных без разбора, чтобы усилить свою агрессивность.
Один субъект сообщил, что жестокости по отношению к животным были одним из компонентов насилия в семейной жизни, которая характеризовалась частыми драками, множественными арестами, сексуальными отклонениями и чрезмерным употреблением алкоголя и наркотиков. Жестокости к животным описывались как одна из форм возбуждения и удовольствия для всей семьи. Этот субъект рассказал о том, что сажал кошек в коробки и бросал их под колеса машин, подсыпал крысиный яд в аквариумы, убивал электротоком грызунов, связывал хвосты кошкам, бил и топил домашних животных. Он неоднократно характеризовал эти действия как производимые ради «веселья и возбуждения».
Другой субъект рассказал, что в детстве совершал различные жестокости по отношению к животным, в том числе бросил кошку в печь для сжигания отходов, бил и забрасывал камнями собак и сбрасывал животных с высоты. Отчетливой темой было убийство – он стрелял в животных, ловил их капканами, взрывал ради удовольствия, получаемого от убийства животных. Этот субъект также сообщил, что отрывал крылья птицам и что ему было интересно сражаться с животными.
Аналогичные случаи чрезмерной жестокости к животным имели место у более чем 40 из 152 субъектов. На основе тщательного рассмотрения этих случаев была создана предварительная классификация мотиваций к жестокому и чрезвычайно агрессивному поведению с животными. Данная классификационная схема предлагается в порядке рабочей гипотезы и потребует дальнейшей проверки и усовершенствования. Тем не менее, она представляет собой первую в научной литературе попытку создания классификацию мотивов к жестокости по отношению к животным. Однако следует отметить, что мотивация к плохому обращению с животными обычно многомерна, и большинство субъектов, свидетельствовавших о своей жестокости к животным, демонстрировали целый ряд описываемых мотиваций. Исследование обнаружило следующие мотивы для жестокости к животным:
Контролировать животное. Чрезмерное и жестокое физическое наказание порой применялось для того, чтобы контролировать или формировать поведение животного или чтобы устранить предположительно нежелательные характеристики животного. Один субъект бил свою собаку ногой по яичкам, когда она докучала ему за обеденным столом, другой неоднократно натирал анус своей собаки скипидаром, чтобы отучить ее лазить в курятник, еще один субъект использовал электрострекало и побои, чтобы добиться послушания. Это поведение обычно характеризовалось чрезмерностью, а не просто было нацелено на достижение хорошего поведения со стороны животного.
Отомстить животному. Некоторые субъекты применяли чрезмерное наказание или чрезмерно мстили за вред, который предположительно нанесло животное. Например, один субъект убил выстрелом собаку, которая попыталась спариться с его собакой, другой сжег кота, который его поцарапал, третий утопил соседскую собаку за то, что она слишком много лаяла. Хотя здесь очевидным образом имела место некоторая провокация, наслаждение, получаемое от мстительного наказания, а также интенсивность мстительных действий позволяют квалифицировать такое поведение как жестокость к животным.
Удовлетворение предубеждения против вида или породы. Люди порой обозначают некоторые группы животных как хорошие или плохие, и эти убеждения часто связаны с культуральными ценностями, такими как существующее в нашем обществе предубеждение против крыс или змей. Жестокость, ассоциированная с такого рода пристрастным отношением, обычно подразумевает больше, чем просто нормативное предубеждение, обычно явствуя в направленных против животного насильственных или садистических действиях, оправдываемых конкретным предубеждением.
Например, особенно распространенной была ненависть к кошкам. Один субъект допускал различные жестокости к кошкам, потому что не любил их, другой взорвал кошку своей подруги в микроволновой печи, третий косвенно указал, что переехал кошку газонокосилкой. Эти и другие субъекты часто описывали кошек как «подлых», «гадких», «коварных», а один связал свое яростное предубеждение против кошек с ожесточением, которое он испытывал к людям другой расы. В противоположность этому, ни один субъект не сообщил о какой-либо категоричной ненависти к собакам, хотя некоторые признавались, что чрезвычайно боятся собак, а некоторые использовали собак как средство для выражения насилия по отношению к другим людям и животным. Также были получены сведения о чрезвычайном предубеждении против змей, определенных грызунов и насекомых, и ряд субъектов без разбора расстреливали, сжигали или увечили этих существ.
Выразить агрессию через животное. Жестокость к животным иногда использовалась для выражения насильственного, агрессивного поведения по отношению к другим людям или животным. Например, жестокость иногда имела место как средство воспитания у животного склонности к насилию или для нападения на других животных или людей. Один субъект причинял сильнейшую боль своему животному, чтобы сделать его «злым», другой кормил свою собаку порохом, чтобы сделать ее «закаленной»; еще один использовал свою собаку для того, чтобы атаковать и убивать других животных без какого либо повода.
Усилить свою собственную агрессивность. Некоторые субъекты сообщали об убийствах и жестоком обращении с животными как о способе улучшить свои собственные навыки агрессии или произвести впечатление на других своей способностью к насилию. Один субъект бесплатно отстреливал и калечил животных, чтобы попрактиковаться в стрельбе; тогда как другой сообщил, что убивал животных бесчеловечным образом, чтобы произвести впечатление на своих приятелей из банды мотоциклистов.
Шокировать людей ради забавы. Жестокость к животным иногда имела место в качестве средства развлечения. Один заключенный ради «шутки» засовывал кошек в наволочку, смачивал их жидкостью для зажигалок, поджигал и выпускал в каком-нибудь баре, другой сообщил, что сажал голубей в ящики из-под молока и выпускал их в ресторане, еще один субъект отрывал лягушкам ноги и взрывал живых лягушек, чтобы повеселиться самому и позабавить своих друзей.
Отомстить другому человеку. Жестокость к животным иногда имела место как способ нанести ответный удар или отомстить другим людям. В таких случаях это поведение часто было направлено против чужого животного, обычно домашнего любимца. Один субъект отомстил соседке, посадив ее кошек в джутовый мешок и избив их битой, другой кастрировал енота и подвесил его яички над дверью дома женщины, которую он невзлюбил.
Смещение враждебности с человека на животное. Родственной мотивацией было смещение фрустрированной агрессии с другого человека на животное. Эта смещенная агрессия обычно была направлена на авторитетные фигуры, которых субъект ненавидел или боялся, но к которым ему было страшно проявить агрессию. В детстве часто легче проявить насилие по отношению к животному, чем по отношению к родителю, сиблингу или взрослому.
Многие агрессивные субъекты воспитывались в жестоких или хаотичных семьях и подвергались физическому насилию, и жестокость к животным часто служила смещенным выражением этого насилия. Один субъект сообщил, что жестокость к животным была для него средством «расквитаться за свою обиду», наносимую отвержением со стороны родителей и ровесников. Другой рассказал, что бил животных, чтобы отомстить за побои, которым подвергался он сам.
Неспецифический садизм. Последней мотивацией было желание нанести травмы, причинить страдания или смерть животному в отсутствие какой-либо конкретной провокации или особо враждебных чувств к животному. Главной целью было удовольствие, получаемое от нанесения ран и причинения страданий. Садистическое удовлетворение иногда было связано с желанием иметь абсолютную власть или контроль над животным и могло служить компенсацией для чувства слабости или уязвимости.
Один субъект сообщил, что отрывал крылья воробьям и вспарывал животы амфибиям, чтобы посмотреть, как они будут медленно умирать, другой рассказал, что убивал животных электротоком и связывал хвосты кошкам «ради веселья и возбуждения», еще один рассказывал, что резал и закалывал рыб «из озорства». Акт убийства в этих случаях часто был ассоциирован с удовлетворением приятного импульса, и лишение жизни стало главной целью, не связанной с каким бы то ни было особым страхом или ненавистью к животному. Один субъект рассказал, что забивал домашний скот и ловил животных капканами ради самого убийства, чтобы быть, как он заметил, «изувером», другой рассказал, что придушивал животных «ради удовольствия, ради веселья, [и] ничего не чувствовал». Еще один указывал на очарование границы между жизнью и смертью, и на одержимость тем, как куры не умирают сразу после обезглавливания, а также тем, что человек, обезглавливаемый на гильотине, возможно, обладает такой же способностью. Этот субъект также сообщил, что экспериментировал с новыми способами убийства животных.